В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступила отвратительная погода, не характерная для Мозамбика в это время. С Индийского океана задул пассат, резко похолодало, а небо разразилось дождем, которого в это время года быть не должно. Порывы ветра были настолько сильны, что даже достаточно крепкие обиталища жителей маленькой африканской деревни накренялись и, казалось, готовы были вот-вот разрушиться.
Аянда, вождь племени Нтхара, сидел на циновке в своей хижине, укрывшись шкурой леопарда, и предавался печальным размышлениям. В этом году случился неурожай кукурузы и маниоки. Кроме того, от неизвестной болезни пали почти все коровы и несколько коз.
Пока племя общими усилиями справлялось и не голодало. Мужчины ходили на охоту и возвращались с добычей. Самые отважные выходили на самодельных лодках в океан и редко возвращались с пустыми руками. Женщины отправлялись в лес собирать древесные плоды и ягоды. Жители умудрялись даже делать запасы.
Но что, если запасы иссякнут, а стихия задержится надолго? Тогда даже посланцы богов, дарующие пропитание, не смогут добраться на своей крылатой птице до деревни и сбросить на землю мешки с продовольствием. Добрые духи слабее злых, тех, которые наводят испытания на это маленькое, но стойкое племя.
Было самое время обратиться к шаману и поручить ему провести ритуал на умиротворение злых духов, а затем обратиться с призывом к крылатым богам, дарующим пищу. Вождь послал одного из своих воинов к находящемуся в стороне от деревни жилищу молодого шамана. Тот не замедлил явиться, укутанный в диковинную ткань, с которой капли дождя скатывались, не проникая сквозь неё. Аянда не удивился очередному чуду: он догадывался, что у колдуна на многие случаи припасены обережные заклинания.
– Привет тебе, Ондибма! – сказал Аянда, приглашающим жестом указав шаману на циновку рядом с собой.
– Приветствую тебя, о великий вождь! – ответил вошедший и опустился на предложенное место.
– Что ты знаешь про погоду? Почему мы сейчас должны терпеть эти напасти?
Шаман многозначительно посмотрел на предводителя.
– То, что я скажу, вряд ли обрадует тебя. Водяной змей Нзунзу снова разгневан.
– Причина?
– Неизвестна, мой вождь. Иногда духи гневаются без причины.
– Ты сможешь провести ритуал на усмирение?
Ондибма пожал плечами.
– Когда причина неизвестна, то непонятно, как умилостивить рассердившегося духа.
Вождь вопросительно посмотрел на собеседника.
– Ондибма, не заставляй меня сомневаться в твоих способностях. Да, с тех пор, как ты вернулся в родное племя из школы шаманов в Мапуту, ты не раз выручал нас. Ты помог моему брату Мгабе справиться с демоном, обитавшим внутри него. Ты сделал так, что крылатый бог стал часто навещать нас и одаривать едой. Даже такой, какой мы никогда не пробовали. Ты доказал свою преданность племени. Но разве тебя не обучали, что делать в таких случаях, как этот?
– Обучали.
– Ну и?
– Ждать, о мой вождь! Смиренно ожидать и молиться добрым богам. Всё, что я могу, это вопросить духов воздуха о том, какое время продлится испытание ветром, посланное нашему племени.
– Что ж, отправляйся и спроси их.
– Слушаю и повинуюсь, о мой вождь, произнес Ондибма, поднимаясь с циновки. – Как всегда в таких случаях, я пойду один. Пусть никто из племени не следует за мной. Иначе духи могут испугаться и не заговорят со мной.
Вождь молча кивнул. Шаман поклонился и покинул хижину. Он вышел на единственную в деревне улицу, укрывшись непромокаемой накидкой, привезенной из Мапуту, и зашагал прочь, по направлению к священной горе. Однако одиночество его длилось недолго. На окраине к нему подскочил Зевдин, мальчишка, чей отец недавно умер от неизвестной болезни. Матери было трудно уследить за всеми шестерыми детьми, чем и пользовался подчас Зевдин.
– Дядя шаман, а ты куда? Духов заклинать? – спросил он, приплясывая и размахивая руками будто отгоняя от себя потоки воды, льющиеся с неба. И действительно, струи дождя выгибались так, что проливались мимо него, и мальчишка оставался сухим.
– Возьми меня к священной горе! Я тоже хочу поговорить с духами. Я пробовал уже. У меня получалось.
Ондибме стал надоедать этот назойливый проныра, и он с раздражением отмахнулся от него.
– Возьму, обязательно. Вот только посвящение пройди, стань взрослым, тогда и поговорим, как взрослые. А сейчас беги домой. Мать волнуется.
– Да мать только до пяти считать умеет, пока пальцев на одной руке хватает, а на другой не догадается загибать. Не сразу заметит, что меня нет.
– Сказал – отстань! – не на шутку разозлился Ондибма. – С духами в этом племени могу говорить только я.
И он ускорил шаг.
Однако упрямого мальчишку не так просто было сбить с пути. Тем более, что у него было тайное поручение от вождя – проследить за шаманом и потом рассказать, что увидел.
Некоторое время спустя Зевдин явился к Аянде с докладом. Увидев, что Ондибма закончил разговор с духами и готов пуститься в обратный путь, мальчик, прятавшийся в кустах, незаметно покинул убежище и пустился во всю прыть назад, к деревне. Было темно, так что он не опасался, что шаман его заметит, а бесшумно передвигаться он умел с детства, этому учат своих детей с малолетства все отцы-охотники. Память у Зевдина была отличная, поэтому он смог пересказать увиденное во всех подробностях. Немного отдышавшись, он начал свой рассказ.
– О великий вождь, наш шаман и вправду разговаривает с духами. Он достал свою волшебную дощечку, потыкал в нее и потом сказал что-то на незнакомом языке. Дощечка засветилась, Ондибма посмотрел на неё и улыбнулся. Потом опять потыкал пальцами, поднес её к уху и опять заговорил на языке духов, который я не понимаю.
– Ты умный мальчик, – похвалил его вождь. – Умеешь разговаривать на разных языках. Ты очень быстро всё понимаешь. Это точно не был язык белых людей, которые иногда заезжают к нам?
– Нет, о вождь! Я могу понимать языки, которые белые называют английский и португальский. И даже немного говорю на них. Но это был другой язык. Совсем другой.
– Что ж, ты молодец. Беги домой. Захвати вот это, угости маму и братьев, – и Аянда протянул мальчику кулек с конфетами. – Это дары крылатого бога.
Через некоторое время в хижину вошел Ондибма.
– Я поговорил с духами, о великий вождь! Я долго уговаривал их. И они согласились сменить гнев на милость. Но не сразу. Солнце должно еще дважды родиться и умереть. И тогда гнев их стихнет.
– Хорошо, – ответил Аянда. – Надеюсь, духи сдержат слово. Удалось ли тебе послать призыв крылатым богам?
– О да, мой вождь! Они готовы прилететь, но только после того, как закончится дождь, а мы исполним ритуал.
– Я понял тебя. Ждем, когда духи успокоятся, и тогда я прикажу исполнить наш ритуальный танец призыва. Можешь идти.
По дороге в хижину шаман улыбался. Он выполнил свою задачу: узнал, когда погода переменится. Смартфон – очень полезная вещь для шамана, если им правильно пользоваться. Ондибма никогда не стремился занять эту должность. Он знал, что не обладает способностями шамана. Но родному дяде, бывшему шаманом до него, перечить не смог: родственник хотел, как лучше. Даже в школу шаманов его отправил, думая, что там его племянника хоть чему-то научат. Чуя в себе болезнь и понимая, что не в силах с ней справиться, он объявил Ондибму своим преемником. Но, не имея врожденных способностей, трудно удержаться на месте. Уже в Мапуту к Ондибме пришла шальная мысль сбежать подальше, просто исчезнуть, а племя пусть ищет себе другого шамана, настоящего. Но ему было стыдно перед умирающим дядей, и он честно учился, и даже получал отличные оценки по некоторым предметам: по тем, которые не были связаны с обладанием особым даром. Он выучил свойства целебных трав, и мог излечить немало недугов. Знал, как принять роды, сделать перевязку, даже зуб удалить. Но не более того.
Мапуту поразил его тем, как устроена городская жизнь. И чем дольше он там жил, тем меньше было его желание вернуться в родное племя.
Именно там, в столице Мозамбика, произошла встреча, которая изменила всю его жизнь. Лиза, девушка из России, была сотрудником Продовольственной и хозяйственной организации объединенных наций. Это была роковая встреча. Как для нее, так и для него. Именно благодаря ей «крылатый бог», который был обычным легкомоторным самолетом для доставки гуманитарных грузов, стал чаще прилетать в его родную деревню. Она подарила Ондибме смартфон, чтобы они могли чаще общаться. За то время, что они были вместе, молодой человек довольно сносно научился говорить по-русски. Вот только сотовая связь в деревне была очень плохая, а в непогоду её не было вообще. Поэтому приходилось под видом «общения с духами» подниматься на гору, чтобы поговорить с любимой девушкой, которая уже вернулась на родину, а заодно и узнать прогноз погоды.
Сейчас, направляясь к своей хижине, Ондибма вспоминал их последний разговор.
– Привет, любимая! Как ты?
– Привет, любимый! Жду, когда ты решишь наконец оставить свою деревню и переехать ко мне. Здесь будет всё, как я обещала: люди живут в таких же домах, как и в Мапуту, только еще красивее. Воды – сколько угодно, и она сама течет из крана. Еду не нужно добывать, просто идешь и покупаешь.
– Но мне же нужно будет кормить семью, где-то работать.
– А работать будешь шаманом.
– Что?
– Я всё придумала. Приезжай – увидишь сам.
– Я готов. Только надо себе смену найти. Но, кажется, я знаю, у кого получится лучше, чем у меня. И он сейчас недалеко. Прячется в кустах, думает, что я не замечаю. И, похоже, у него действительно врожденные способности. Ну всё, пока, у телефона аккумулятор садится. Как заряжу – позвоню тебе.
...Непогода закончилась, и племя собралось для ритуала по призыву крылатого бога с продуктами. Шаман, как всегда, управлял процессом. Ритуал заключался в том, что во время танца все передвигались по кругу, в центре которого располагался некий предмет прямоугольной формы, к которому была приделана ручка. Каждый участник ритуала должен был во время танца покрутить ручку и затем двигаться дальше. От предмета тянулась длинная веревка к хижине шамана. А в хижине к другому концу «веревки» подсоединялся шнур мобильного телефона… Священным предметом была обычная динамо-машина, от которой и заряжался смартфон.
А в это время в далекой Москве девушка Лиза защищала проект своего стартапа: этнодеревню, в которой будут представлены культуры разных народов мира, в том числе африканских племен. А на должность шамана предполагается пригласить... самого настоящего, дипломированного шамана из Африки.
Примечание после третьего комментария. В Мапуту действительно есть школа шаманов. Это не фантазия автора, а факт.