Случай на Ламском море (7 023 знака)

Автор: Александр Болотов

Дата: Сентябрь 2022 («От лица подводного обитателя»)

Номинация: Топ
Рейтинг: 2/26
Поддержка читателей: 5 2

Ачивки: #Мастер образов  



Дима попытался потянуться в попытке разогнать застоявшуюся кровь, но сразу упёрся в полированное дерево обшивки. Курьерские батискафы предоставляли минимум комфорта своим пилотам, пытаясь компенсировать это скоротечностью пребывания в них. Батискаф «Истиофорус[1]-4» камчатского почтового округа был именно таким: быстрым и тесным.

Собственное освещение кабины было выключено. Единственными источниками света оставались тусклые лампочки приборов и отраженный многолетними льдами свет маршевых прожекторов батискафа. Жёлтый, он преломлялся в полупрозрачных ледяных призмах, заставляя сверкать ледяной панцирь миллиардом звёзд. Затем вырвавшиеся из ледового плена лучи возвращались в океан, выхватывая из его текучего нутра силуэты забывших солнечный свет существ.

Каждый раз проходя в нескольких метрах от нижней кромки ледника, Дима замерев наблюдал как становился творцом и зрителем светового спектакля.

Говорят, что несколько десятилетий назад можно было безбоязненно наблюдать настоящие звёзды, а каждое утро – встречать восход солнца. Теперь же глобальное похолодание сковало многометровым панцирем льда и землю, и море. Люди смогли спастись только в прогретых подземным жаром пещерах, да на дне морей.

Говорили, что где-то на юге ещё можно встретить открытую воду. Только где этот волшебный юг? Никто из лично знакомых ему людей не был там, а остальным «сказочникам» он не верил.

Дмитрий Лебедев служил пилотом Крутогорской почтовой управы. Каждый день в его батискаф загружали мешки с почтой и посылками, отправляя из уездной столицы сначала в рыбацкий поселок Ледовый, а затем  в донную Ламскую твердыню. Три часа в тесном кресле на непрекращающемся океанском бенефисе.

Оставляя у рыбаков почту, пилот планировал пополнить запасы дыхательной смеси своего батискафа, а затем уйти к одному из крупнейших человеческих морских поселений – Ламской твердыне. Проделать этот путь напрямую и без дозаправок мешал ещё один «минус» курьерских батискафов – малый запас воздуха. Пилоту приходилось делить дыхательную смесь с прожорливым пароэлектрическим двигателем.

Отплыв от берега на несколько сотен метров, Дима сверил курс и направил батискаф к своей первой остановке. Теперь у него есть не меньше сорока минут, чтобы насладиться игрой света в ледяной броне океана. Он зафиксировал рули и откинулся на жёсткую спинку пилотского кресла. Практически сразу в глаза бросился странный тёмный потёк на стекле одного из иллюминаторов. Появление чего-то постороннего было явлением редким, и Дима придвинулся к толстому стеклу в попытке рассмотреть его источник.

Сначала он увидел только пересекающую стекло полосу чего-то тёмного и вязкого. Тесная кабина не позволяла увидеть источник потёков. Потратив несколько минут на безуспешные попытки рассмотреть происходящее снаружи, Дима почти сдался. Осмотреть корпус своего судна он сможет во время остановки у рыбаков в Ледовом. В этот момент батискаф сотряс удар, а мимо боковых иллюминаторов проплыл акулий силуэт.

Вот это было опасно. Дима не понимал, чем почтовый батискаф заинтересовал акулу, но подобное любопытство означало серьёзные проблемы. Белая акула, а на такое нападение могла пойти только она, была способна повредить судно до полной потери хода. Гибель пилота в этом случае была бы вопросом времени.

Снизу раздался уже один удар и скрежет чего-то твердого о металл корпуса. Батискаф ушёл с курса, и пилоту пришлось налегать на рули, совершая необходимый маневр. Ещё удар. В этот момент Дима увидел как по стеклу иллюминатора медленно «ползёт» кусок кровоточащего мяса. Теперь понятно, что привлекло хищника. Не понято, кто и зачем его так подставил.

Он перевёл двигатель на «самый полный вперёд». Это увеличивало расход дыхательной смеси, но давало шанс оторваться от акулы и быстрее добраться до безопасной рыбацкой пристани. Там можно будет переждать пока акула не уплывёт. В этот момент Дима был уверен, что ещё способен справиться. Акулы встречались парню и раньше, и ему всегда удавалось быстро «расстаться» с ними.

Мгновением позже он понял, что сегодня всё будет иначе. Набегающие потоки воды сорвали с батискафа приманивший акулу кусок мяса, и смыли потёки крови. Однако преследование не прекращалось. Скоро он подойдёт к рыбацкой полынье, и ему надо будет сбрасывать скорость, а акула продолжала атаковать.

– Почтовый батискаф «Истиофорус-4» вызывает Ледовое, – проговорил Дима в бортовую рацию.

– Ледовое слушает, – ответил ему хриплый голос.

– Приближаюсь к вам. Меня преследует акула. Сможете отпугнуть?

– Найдём что-нибудь, – собеседник отвечал ему ровным голосом, и это успокаивающе подействовало на Диму.

– Буду ориентировочно через пять минут.

– Принято, – ответили снова. – Сынок, ты прямо сейчас «пыхни дымным» и рыбина сама уйдёт. Проверено.

Дима чертыхнулся. Об этом он должен был догадаться сам. «Пыхнуть дымным» означало выпустить сажу и копоть от сгораемого в топке парогенератора угля непосредственно в окружающую воду. Этот приём использовался при необходимости экстренно промыть дымоуловители двигателя. Или отпугнуть назойливых морских обитателей.

Вокруг батискафа тогда появлялось облако чёрной дурнопахнущей сажи, которого избегало всё живое. Делать подобное ему приходилось только в «учебке», но бывалые пилоты рассказывали ему о применении «дымного» на практике.

Словно торопя с принятием решения акула снова атаковала батискаф. Весь корпус содрогнулся, а где-то за спиной Лебедева раздался пугающий треск. Корабль дернул носом, сменив от удара направление движения. Решив больше не ждать, Дима дернул небольшой рычаг на боковой панели, выпуская «дымного».

Из бортов батискафа вырвались постоянно меняющие форму и размер клубы непроглядной тьмы, формируя позади чёрное облако. Непроницаемый для света шлейф делал кораблик похожим на странную комету, позади которой вместо светящегося хвоста клубилась ночь. Тут он заметил акулу: заходя на очередную атаку, она внезапно дернулась как от боли и повернула в сторону. Дима перевёл рычаг в первоначальное положение. Дымный шлейф сразу исчез, собравшись облаком позади батискафа.

Вернувшись в кресло, он почувствовал как напряжение медленно отпускает его. Последняя атака акулы заставила батискаф накрениться в сторону дна, и сейчас перед батискафом раскрывалась океанская тьма. В отличие от облака сажи она была проницаема для света, и лучи маршевых прожекторов выхватывали то одного, то другого подводного обитателя. Дима потянул на себя штурвал, намереваясь вернуть батискаф на курс, но ничего не произошло.

Судно перестало реагировать на рули и продолжало двигаться прямо, не желая разворачиваться в нужном направлении и «глядя» куда-то вниз. Дима, не веря в случившуюся беду, потянул штурвал так можно медленнее, словно тот был хрустальный. Однако, направление движения не изменилось. Рыбацкий посёлок был уже близко, и Дима сбавил ход из опасений пропустить его. Уже на «самом малом» он стал всё также аккуратно качать штурвал. Безрезультатно.

Парня прошиб пот. Остаться в океане без возможности всплыть в нужном месте означало гибель. Либо удушье, либо холод заберут жизнь неудачливого пилота.

– Говорит «Истиофорус-4», – произнёс Дима в микрофон рации. – Повреждены рули, не могу вернуться на курс. Нахожусь ориентировочно в трёхстах метрах к юго-востоку от Ледового. Прошу помощи.

– Говорит Ледовое, – хрипло ответила рация. – У тебя как с воздухом?

Дмитрий вздрогнул. В азарте бегства, он совсем забыл, что форсаж двигателя сжигает много дыхательной смеси. Парень посмотрел на манометр: стрелка безжалостно сообщала, что воздуха осталось немного.

– Минут на десять, – проговорил Дима.

– Понятно, – не сразу ответил невидимый собеседник из Ледового. – Гаси топку и врубай все фонари. Мы найдём тебя, парень.



[1] Istiophorus (лат.) – название рода рыб из семейства марлиновых. Единственный представитель – парусник или индо-европейский парусник (лат. Istiophorus platypterus), являющаяся самой быстро плавающей рыбой в мире.