В одной обычной школе
– Сергей Иванович! – в кабинет директора размашистой походкой не то вбежала, не то влетела Зоя Аркадьевна, завуч школы. – И что прикажете делать? В 9Б по расписанию химия, а учителя у нас до сих пор нет! Сейчас с ними пока классная, но у неё свой урок!
– Ну, Зоя Аркадьевна (это «ну» было словом-паразитом, от которого директор никак не мог избавиться), присядьте, успокойтесь, пожалуйста! Вот – воды выпейте!
– Какой ещё воды, Сергей Иванович? Вы же обещали, что до конца первой учебной недели примете на работу нового химика!
– Вы понимаете, что во всей стране сейчас кадровый голод? – Сергей Иванович принялся вертеть в руках ручку, что было признаком его недовольства. – Ну, обещал мне Пётр Васильевич прислать Кирюшу…
– Какого ещё Кирюшу?
– Ну, вероятно, какого-нибудь очередного его племянника.
– Опять кот в мешке? – Зоя Аркадьевна недовольно сдвинула брови, отчего очки её сползли с переносицы почти на самый кончик носа.
– Ну, вам не угодишь, Зоя Аркадьевна: то вам учителя подавай, то Кирюша от Петра Васильевича не нравится! Вы уж определитесь!
– А вы вспомните, Сергей Иванович, каков был прошлый племянничек! – Зоя Аркадьевна изобразила на лице недовольную гримасу. – Сбежал через три дня! Даже недели в нашей школе не выдержал!
– Ну, знаете, Зоя Аркадьевна! Очередь из учителей высшей категории почему-то перед моим кабинетом не выстроилась…
Сергей Иванович не успел привести все свои аргументы, как в дверь кто-то робко постучал, точнее даже сказать – поскрёбся.
– Войдите! – прорычал директор тем же самым недовольным голосом, которым только что пытался убедить Зою Аркадьевну.
Дверь неслышно распахнулась, и перед взорами директора и завуча предстало некое существо довольно жалкого вида. Это была худенькая, измождённая девица, росточком метр с кепкой. Три белёсые волосинки в два ряда были собраны в хвостик на затылке. Тёмно-серое платье непонятного фасона да ещё и с белым ажурным воротником прикрывало колени. В руках девица держала нечто среднее между портфельчиком и чемоданчиком.
– Здравствуйте! – выдавила из себя девица еле слышно. – Я от Петра Васильевича.
– Кирюша?! – в один голос изумлённо проговорили Сергей Иванович и Зоя Аркадьевна, ожидавшие увидеть молодого человека по имени Кирилл.
– Да. Меня зовут Кира Дормидонтовна.
– Кира Дор… Как? – переспросил обескураженный директор.
– Дормидонтовна. Пётр Васильевич сказал, что вам срочно требуется учитель химии, поэтому я здесь.
– Ну, конечно, мы вас ждали! – Сергей Иванович растянул рот в улыбке, изображая приветливость. – Прямо сейчас надо провести урок в 9Б. Познакомьтесь: это завуч школы Зоя Аркадьевна, она проводит вас в кабинет химии, а все формальности мы уладим позже, после уроков.
Зоя Аркадьевна бросила очень красноречивый взгляд на директора, но сдержалась, а потом обратилась к новоявленной коллеге:
– Вы, Кира Дормидонтовна, идите пока прямо по коридору, я вас догоню!
Как только дверь за новой химичкой затворилась, Зоя Аркадьевна зашипела как самая настоящая очковая кобра:
– Сергей Иванович! Это даже не кот в мешке! Это какая-то мышь серая! Она и одного урока не проведёт! 9Б сожрёт её вместе с потрохами!
– Ну, се ля ви! – Сергей Иванович развёл руками.
* * *
Когда Зоя Аркадьевна вместе с новоиспечённой химичкой подходила к классу, то уже было понятно, что 9Б стоит на ушах. Из-за закрытой двери кабинета химии раздавались такие звуки, словно там расположился кавалерийский отряд, естественно, вместе со своими боевыми жеребцами. Видимо, Ольга Гавриловна, классный руководитель 9Б, ушла проводить свой урок, не дождавшись подмены.
Зоя Аркадьевна решительно взялась за дверную ручку и рванула дверь на себя. В классе воцарилась тишина, если не считать, что грохотнуло несколько стульев, оттого что их хозяева вернулись на свои места. Вслед за Зоей Аркадьевной в класс просочилась и Кирюша.
– Ребята, позвольте представить вашего нового учителя химии. Знакомьтесь: это Кира Дормидонтовна (Зоя Аркадьевна почти даже не запнулась на отчестве). Прошу, как говорится, любить и жаловать! Всё, приступайте к уроку! Кира Дормидонтовна, прошу!
Пока Зоя Аркадьевна проходила от доски до двери, в классе стояла тишина. Но как только дверь за ней захлопнулась, поднялся ужасающий гвалт. Зоя Аркадьевна хотела было вернуться и навести порядок, но почему-то передумала, просто махнула рукой – надоели все эти кошки-мышки! – и удалилась по своим делам.
В это время 9Б засыпáл новую химичку вопросами, самыми безобидными из которых были: «Сколько вам лет?» и «А вы замужем или нет?»
– Ребята, успокойтесь, ребята! У нас сегодня урок повторения изученного. Я предлагаю вспомнить тему «Окислительно-восстановительные реакции», – голос Кирюши тонул в непрекращающемся шуме. Филиппок (это было прозвище Кости Филиппова) оседлал швабру и носился между рядами с диким гиканьем. Косой (Иван Косых) и Рыжий (Коля Рыжиков) перекидывались мокрой тряпкой, предназначенной вообще-то для мытья доски. На задней парте пятеро девятиклассников резались в карты, отпуская в адрес друг друга не очень приличные словечки. Модные девицы с вызывающим макияжем обменивались какими-то каталогами, обсуждая наряды. Кое-кто кидал бумажные самолётики или просто плевался из трубочек (приятно же ощутить себя пятиклассником!). И только ботаник Вася Капустин с первой парты да пара-тройка девчонок, которые собирались сдавать ОГЭ по химии, пытались прислушаться к словам новой химички.
– Ребята, тише, тише, успокойтесь! Чтобы вам было интереснее, давайте я покажу опыт, а потом мы вместе запишем уравнение реакции, – до последнего не сдавалась Кира Дормидонтовна, призывая класс к порядку.
Когда мышиный писк молоденькой училки сменился щёлканьем замка её получемоданчика-полупортфеля, из которого на белый свет показались пузырьки и колбочки (эта ненормальная носит с сбой реактивы?!), класс чуть-чуть притих. Опыты 9Б любил. Даже Филиппок приостановил свою скачку на швабре, но с «коня», правда, не слез.
Между тем Кира Дормидонтовна ловко управлялась со своими скляночками, она даже объясняла, какое вещество с каким она смешивает, чтобы произошла реакция. Но кто обращает внимание на такие мелочи, как названия каких-то дурацких химикатов! Важен сам процесс!
В колбе, которая была закреплена на штативе, жидкость поменяла цвет, после того как что-то было долито из пробирки. К тому же над горлышком колбы возвысилась пушистая шапка пены.
– Круто! – завопили в классе.
И только голос Филиппка выбивался из общего рёва голосов (вот что значит индивидуальность!):
– Училка, выпей йаду!
Почему-то не сразу все заметили, что голос химички изменился: тембр сделался более низким, появились даже стальные нотки:
– А ты точно этого хочешь?
Филиппок, обрадовавшись, что на его реплику среагировали, не унимался:
– Выпей йаду! Отравись!
– Хорошо! – отозвалась Кира Дормидонтовна. – Но после этого вы мне дадите нормально провести урок!
Класс примолк: всем было любопытно, чем завершится это шоу.
Кира Дормидонтова взяла колбу в руки, крутанула на пальце невесть откуда взявшийся перстенёк, из-за чего в сосуд просыпалось ещё какое-то вещество, перемешала всё специальной ложечкой и сделала глоток.
9Б замер. И только возглас Рыжика заставил всех отмереть и залиться дружным хохотом:
– Филиппок, прикинь: она щас в жабу превратится, а тебе придётся её целовать!
Но Кира Дормидонтовна превратилась отнюдь не в жабу: вместо жидких белобрысых волосинок на плечи её ниспадали теперь роскошные рыжие кудри, серое бесформенное платье сменилось алым брючным костюмом, столь элегантным и модным, что рты разинули даже девицы с макияжем.
9Б ахнул. Но метаморфозы на этом не завершились: пена из колбы расползлась едким туманом по классу, стало темно, как будто окна закрыли плотными тёмными шторами, и лишь четыре таинственных огонька попарно засветились на демонстрационном столе. Когда же мрак рассеялся, то стало ясно, что это за огоньки: жёлтыми пронзительными глазами на 9Б взирали чёрный кот и филин – ближайшая свита Киры Дормидонтовны.
Тишина стояла идеальная, но её вдруг нарушило жабье брекекеканье. Ребята переглянулись. Квакали где-то на полу, возле швабры…
– А где Филиппов? Где Костя? – спросила Оля Лукьянчикова, одна из тех, что собиралась сдавать ОГЭ по химии, и испуганно обвела глазами одноклассников.
* * *
За десять минут до окончания урока Зоя Аркадьевна не выдержала: не давал ей покоя 9Б вместе с этой несуразной Кирой Дормидонтовной. Решительно отложив папку с распечатанными документами, завуч покинула своё рабочее место и отправилась к кабинету химии. Спустившись на второй этаж, Зоя Аркадьевна ожидала услышать шум, но её поразила удивительная тишина. «Странно!» – подумала Зоя Аркадьевна и ещё энергичнее зашагала к кабинету химии.
Когда она распахнула дверь в класс, то увидела столь благостную картинку, что чуть не прослезилась: Кирюша сидела за учительским столом, поглядывая на доску, где двое ребят записывали уравнения химических реакций, и теребила свой ажурный воротничок. Класс делал записи в тетрадях, а Костя Филиппов очень бойко отвечал:
– Окислительно-восстановительные реакции – это класс химических реакций, в которых происходит одновременное окисление одного вещества за счёт потери электронов и восстановление другого вещества за счёт приобретения электронов.
Немного пахло серой, но это завуча не особенно удивило, лишь вызвало не раз прокручиваемую в голове мысль: «Надо ещё раз завхозу напомнить, чтобы вытяжку в кабинете химии проверил!»
– Занимайтесь-занимайтесь! – улыбнулась Зоя Аркадьевна, когда Кира Дормидонтовна и ребята обратили внимание на её появление. – Не отвлекайтесь!
Зоя Аркадьевна прикрыла дверь. Тишина в классе не нарушилась.
– Ничего себе! А эта Кира Дормидонтовна-то молодец! Вот тебе и кот в мешке! Вот тебе и мышь серая!
И это ещё Зоя Аркадьевна не всё знала о Кирюше!